Способы перевозки пиломатериалов, их преимущества и недостатки
Перевозка пильных материалов сопряжена с определенными трудностями. Способ транспортировки определяется в соответствии с объемами и дальностью поставок. Перевозка пиломатериалов регламентируется ГОСТом 6564-84, согласно которому доставка осуществляется посредством железной дороги, водного либо автомобильного транспорта.
Доставка круглого леса
На первоначальном этапе древесина перевозится в виде бревен. При объемах пиломатериалов, не превышающих 150 куб. м, для транспортировки лучше использовать автотехнику. Наиболее оптимальным решением будут лесовозы, оснащенные крано-манипуляторными установками.
В случае полной вырубки участка подойдет спецкран с высокой грузоподъемностью и длинной стрелой, что обеспечит погрузку даже в труднодоступных местах. При длине бревен более 20 м — тягач, оборудованный полуприцепом.
Для груза стандартных размеров, перемещаемого большими партиями, используются сортиментовозы. Для перевозки кругляка часто задействуются портальные лесовозы с авто погрузкой и выгрузкой, отличающиеся повышенной маневренностью.
Перевозка фурами
Наиболее простой и доступный способ транспортировки лесозаготовок. Оптимален для поставок небольшими партиями. В одну 20-тонную фуру вмещается порядка 30 куб. м груза. Объемы определяются весом материала, который, в свою очередь, зависит от процента влажности древесины.
Транспортировка без привлечения спецтехники
Пиломатериал можно перевозить и на обычной грузовой машине. Но при этом должна быть предусмотрена защита кабины (металлический козырек/щит) и приспособления для фиксирования груза. В процессе движения водитель должен соблюдать определенные правила, предоставляя возможность маневрирования для других автомобилей.
Морские перевозки
При необходимости транспортировки леса за пределы РФ доставка может быть осуществлена морем. Крупные порты России позволяют перевозить пиломатериалы огромными партиями (в один сухогруз помещается до 15 000 т материала).
Доставка крупных партий ЖД-транспортом
При выборе способа транспортировки в первую очередь учитывается экономическая целесообразность, влияющая на конечную стоимость продукции. Наиболее выгодный способ доставки больших объемов леса — железнодорожные перевозки (в 1 вагон вмещается до 90 куб. м пиломатериалов). В отличие от использования автомобильного транспорта, груз может перемещаться на значительные расстояния.
Сопроводительные документы
Как для федеральных, так и для экспортных поставок лесопильных материалов действуют некоторые ограничения, что предполагает наличие соответствующих документов.
Для поставок на российском рынке
При продажах, осуществляемых самим заготовителем, должен иметься пакет необходимых документов, в который входит договор купли-продажи лесонасаждений или аренды участка леса, карта/план разработки и отвода лесосеки.
Посреднические поставки сопровождаются документацией, подтверждающей легальность перевозки (договор, товаро-транспортная накладная).
Для экспортных поставок
Экспортируемые лесоматериалы должны сопровождаться следующими документами:
- договором поставки груза и приложением к нему;
- паспортом купли-продажи;
- фитосанитарным сертификатом;
- накладными, включая CMR (международную ТТН);
- счет-фактурой;
- отгрузочной спецификацией на продукцию.
За погрузку леса несут ответственность отправители, за выгрузку — получатели груза. Укладываемый на платформы пильный материал должен относится к одному сортаменту и иметь одинаковую длину. Широкие концы должны чередоваться с узкими. Продукция, обработанная антисептиком, защищается пергамином или толем, грузится и разгружается только механизировано.